Ближайшее будущее гибкой упаковки: последние тенденции рынка

Полимеры уже давно заняли лидирующие позиции среди материалов для производства упаковки, а гибкая упаковка является одним из наиболее динамично развивающихся направлений. Пленки, листы, ламинаты... «Активные» и «умные», барьерные, металлизированные... Чего еще ожидать в этой области? 
 
Выполнить фундаментальный и отражающий последние тенденции рынка гибкой упаковки анализ — задача практически невыполнимая: динамичность развития этой отрасли является причиной того, что сегодняшние расчеты и выводы быстро теряют свою актуальность, особенно в период мирового экономического кризиса. По этой причине заглянем лишь в ближайшее будущее и обозначим пути дальнейшего развития производства гибких упаковочных материалов. 
 
Очевидно, что подбор соответствующего материала для упаковки, впервую очередь, зависит от запросов потребителя. Поэтому пленке, благодаря ее свойствам и широкому спектру применения, безусловно, обеспечено успешное будущее. И все же, какой она будет? 
 
«Гибкий» рынок
 
В структуре стоимости производства пленки 60-80% занимает стоимость сырья. Поэтому производство гибкой упаковки неизбежно ощущает на себе результаты роста цен на полимеры. Еще до недавнего времени ценовые изменения на сырье компенсировались инновациями и склонностью потребителей к апробации новинок упаковки: они всегда оправдывают более высокую стоимость товара, по сравнению с ценой продукта в традиционном обличье. Однако сегодня явно прослеживается тенденция к простому перекладыванию всех расходов на плечи изготовителей конечной продукции, например, продуктов питания, без проведения внутренних структурных изменений и рационализации производства. Так, концерн Alcan, один из основных поставщиков пленки для сектора продуктов питания и напитков, недавно официально сообщил о повышении цен в Европе на все свои материалы на 5-15%. Подобным образом и многие другие компании пытаются обезопасить себя от финансовых трудностей. Эффект от такого подхода достаточно краткий, хотя в определенном смысле обоснованный и необходимый. 
 
И все же, в сложившейся кризисной ситуации некоторые фирмы продолжают вкладывать средства в развитие производства, например, компания Procter&Gamble в результате эффективной инвестиционной политики в прошлом году отметила общий рост объемов выручки на 20% даже в таких трудных сегментах, как снеки, кофе и корма для домашних животных. Другой яркий пример — очередные инвестиции итальянских типографий: компании Lusa, Simaplast и Porta установили новые десятикрасочные машины для глубокой печати и ламинаторы. И это хороший знак для изготовителей пленок для гибкой упаковки — значит, в этом направлении не все так плохо! 
 
Тенденции
 
Все большую популярность на Западе приобретают полуфабрикаты и продукты, готовые к употреблению. Это является определенным стимулом к развитию гибкой порционной упаковки: на протяжении последних лет спрос на нее в Европе ежегодно увеличивался в среднем на 4,5%. Вероятно, это во многом связано с изменением демографической ситуации и, в частности, старением населения. Поэтому приоритетным фактором в выборе дизайна и вида будущей упаковки для производителей становится удобство в обращении с ней, ее легкость и безопасность вскрытия. 
 
Наблюдается и тенденция к росту популярности однопорционных упаковок и уменьшению дозировки продукта. Успех мелкой фасовки у покупателей во многом связан с количеством потребляемых продуктов и популяризацией здорового образа жизни. В поддержке этого веяния заинтересованы и производители продуктов питания. Перекладывая тяжесть растущих производственных расходов на потребителей, предприятия компенсируют для себя рост цен на сырье: количество проданных упаковок растет (а вместе с ним и прибыль), а объемы продаж по весу продукции остаются неизменными. 
 
Но помимо всех прочих аргументов, гибкая упаковка выигрывает в цене у многих своих конкурентов. Ее ассортимент на сегодняшний день разнообразен: это всевозможного рода пакеты, в том числе «стоячие» типа дой-пак, дополнительно оснащаемые дозаторами или ZIP-застежками, упаковка для замороженной продукции, флоу-пак, термоусадочная пленка и пр. 
 
Материалы гибкой упаковки могут допускать разогревание в микроволновых печах и быть пригодными для стерилизации в автоклаве (благодаря их высокой теплопроводности сокращается длительность этой операции, по сравнению с традиционной стеклянной тарой, и лучше сохраняются вкусовые качества содержимого). Технологическая гибкость, относительно невысокая цена и широкие возможности для декорирования привлекают внимание многих упаковщиков. А ведь развитие упаковочной отрасли зависит не только от одобрения потребителей, но и от быстрой реакции производителей на нужды рынка и расходов на внедрение новых технологий. С учетом этого эксперты предрекают, что для гибких упаковок будут чаще использовать традиционные материалы - пленки на основе РЕ и PP. Немногим реже - применять РЕТ-пленки, но менее всего востребован будет PVC. Несмотря на сегодняшний высокий спрос на материалы из PVC, в будущем их количество составит всего лишь 1% от общей совокупности пленок, что продиктовано соображениями экологической безопасности. 
 
Нельзя забывать о проблеме утилизации гибкой полимерной упаковки: уже во многих странах мира ограничивается или вовсе запрещается использование пластиковых пакетов. Для производителей упаковки, думающих о завтрашнем дне, аспект природосбережения играет важную роль: на их плечах лежит задача найти баланс между экологией и экономией средств - ведь намного проще использовать дешевые и простые по составу материалы и традиционные технологии. А при грамотном использовании, отходы полимерной упаковки могут быть источником ценного вторичного сырья. 
 
Чудодейственные добавки
 
Расширяется количество добавок для полимерных композиций, способных улучшать свойства основного сырья. 
 
Так, недавно разработанная концерном Rohm and Haas в сотрудничестве с NatureWorks модифицирующая добавка Paraloid BPMS 250 для материалов на основе PLA призвана облегчить переработку этого полимера и уменьшить его хрупкость, не изменяя при этом прозрачности. А добавка Carvacrol растительного происхождения для создания съедобных эластичных покрытий подавляет развитие кишечной палочки в продукте. Специалисты предвидят широкое применение такого вида активных покрытий, например, в случае упаковки мяса. 
 
Концерн Eastman Chemical создал добавку для полипропиленовых композиций Plastolyn R1140 для тонких прозрачных пленок с улучшенными барьерными свойствами по отношению к воде для упаковки продуктов питания. Ведутся разработки и в области «дышащих» пленок. Так, пленки типа PropaFresh P2G и PropaFresh P2GAF, внедренные компанией Innovia Films, являются неперфорированными материалами с ограниченной газопроницаемостью по кислороду и двуокиси углерода. Благодаря своей молекулярной структуре они могут продлевать срок годности продукта на несколько дней, предотвращать образование водяного пара внутри упаковки; они термостабильны и хорошо запечатываются. 
 
Ведется интенсивная работа и над созданием сенсорных систем, изменяющих цвет упаковки при нарушении свежести содержимого, например, при обнаружении кишечной палочки. Вполне реально, что к 2019 г. такие сенсорные системы будут внедряться повсеместно. 
 
Нанотехнологии
 
Настоящим прорывом в области изготовления гибких пленок в свое время стало улучшение их барьерных свойств за счет использования многослойных структур, независимо от их состава. Они - одни из самых дорогих и требуют очень точного контроля соблюдения технологии их производства. Но многое меняется: сегодня ультразвуковое нанесение нанослоев кажется оптимальным технологичным решением, как менее сложное и более дешевое. Такие барьерные пленки имеют значительно меньшие толщины, по сравнению с привычными нам соэкструдированными материалами. А нанесение в виде спрея нанокомпозитного напыления сводит к минимуму риск расслоения ламинатов. 
 
Добавление в полимерные композиции для получения пленок наполнителей на основе соединений серебра и фосфата кальция находит применение в пищевых производствах. Такими пленками укрывают пластмассовые детали оборудования в целях исключения их случайного попадания в упаковку с готовым изделием: известно, что металлические детали в этом случае легко идентифицируемы детекторами металла, а с пластиковыми, которые дешевле и легче, но, увы, недолговечны, часто возникают проблемы. Кроме этого, подобные пленки обладают бактерицидными свойствами. Наночастицы серебра, безопасные для здоровья человека, сдерживают развитие бактерий и грибков, блокируя процессы клеточного дыхания микроорганизмов. Уже сейчас этот метод применяют при производстве тканей и перевязочных материалов, в том числе, для нужд армии. 
 
Все больше лидеров
 
В современной рыночной действительности на успех продукта у потребителя значительное влияние оказывает привлекательная и запоминающаяся упаковка. Она является молчаливым (пока!) продавцом своего содержимого. Гибкие упаковки приближаются к идеалу также с точки зрения себестоимости и логистики. Постоянное инновационное обновление является в наше время непременным условием существования производителя на рынке, и именно гибкие упаковки обеспечивают самое безболезненное внедрение новинок. Конечно, производитель должен самостоятельно инициировать смену упаковки, стремясь стать одним из лидеров. Такой подход до недавнего времени был под силу только крупным рыночным игрокам, но уже сегодня многие небольшие новаторские компании также способны обеспечить легкую идентификацию собственной марки и быстро завоевывать доверие целевых категорий потребителей. Это происходит благодаря большим возможностям, которые предоставляет гибкая упаковка: малые тиражи, нестандартные форматы, новые технологии изготовления, огромное количество вариантов систем закрытия и пр. 
 

Гибкая упаковка в Алматы